Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Смех под знаком Апокалипсиса (М.Булгаков и «Сатирикон»). Часть 1 

Смех под знаком Апокалипсиса (М.Булгаков и «Сатирикон»). Часть 1

 
Главная Следующая

Петровский М. Смех под знаком Апокалипсиса (М.Булгаков и «Сатирикон») // Вопросы лит. - 1991. - №5 - С. 3-34

I

Все читатели "Белой гвардии" помнят, полагаю, блестящее описание беглецов, наполнивших Город и готовых рвануться дальше - в заграничную эмиграцию. Это одно из самых острых по социальной оценке мест романа - глаз художника словно бы уподобляется панорамирующему объективу кинокамеры, которая последовательно и беспощадно выхватывает из тьмы портреты. В беглом темпе мчатся и вьются монстры рухнувшего мира. С этого места "Белой гвардии" и начинается, по-видимому, в творчестве Булгакова трагафарсовая тема "бега". Но с него же - или с предыдущих страниц "Белой гвардии" - начинается постоянная булгаковская тема "конца света".

"Бежали седоватые банкиры со своими женами, бежали талантливые дельцы, оставившие доверенных помощников в Москве, которым было поручено не терять связи с тем новым миром, который нарождался в Московском царстве, домовладельцы, покинувшие дома верным тайным приказчикам, промышленники, купцы, адвокаты, общественные деятели. Бежали журналисты, московские и петербургские, продажные, алчные, трусливые. Кокотки. Честные дамы из аристократических фамилий. Их нежные дочери, петербургские бледные развратницы с накрашенными карминовыми губами. Бежали секретари директоров департаментов, юные пассивные педерасты. Бежали князья и алтынники, поэты и ростовщики, жандармы и актрисы императорских театров... И все лето, и все лето напирали и напирали новые. Появились хрящевато-белые с серенькой бритой щетинкой на лицах, с сияющими лаком штиблетами и наглыми глазами тенора-солисты, члены Государственной думы в пенсне, б.... со звонкими фамилиями, биллиардные игроки..."

Ядовитыми красками, короткими, парадоксально сочетаемыми мазками рисует Булгаков эту картину, но самое замечательное в ней - ее динамичность, стремительная интонация и ритм - ритм "бега": "Бежали... бежали... бежали..." Во многих художественных, публицистических и мемуарных произведениях, посвященных Киеву 1918 года, можно найти соответствующие места, - сама разношерстность беглецов, наполнявших город, словно бы провоцировала подобные описания. Есть они в романе "Рвач" и в воспоминаниях "Люди, годы, жизнь" И.Эренбурга, в "Сентиментальном путешествии" В.Шкловского, у Л.Никулина в "Хмеле" и у А.Слободского в воспоминаниях "Среди эмиграции", в "Воспоминаниях" Тэффи и в многочисленных мемуарах, опубликованных в "Архиве русской революции" И.В.Гессена, но ни один из этих - и других, здесь не названных - источников не дает описания "бега", хотя бы отдаленно напоминающего булгаковское. Главнее - ни один даже не приближается к его ритмико-интонационному "бегущему" строю.

Главная Следующая
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова