Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Смех под знаком Апокалипсиса (М.Булгаков и «Сатирикон»). Часть 10 

Смех под знаком Апокалипсиса (М.Булгаков и «Сатирикон»). Часть 10

 
Предыдущая Следующая

О делах сатириконских киевлянин Булгаков был осведомлен вполне и достаточно. С начала 1910-х годов Киев захлестнула волна театрального сатириконства. Столичные "Кривое зеркало" и "Летучая мышь" часто и подолгу гастролировали в городе, конкурируя с множеством местных театриков-миниатюр, пока летом и зимой 1918 года, собравшись в Киеве все вместе, они не учинили подлинную вакханалию кабаретного сатириконства. Яков Ядов, безвестный автор знаменитых песенок, зарифмовал этот разгул: "Пожелавши огорошить Киев множеством тирад, нас решил "обибабошить" кабаретный Петроград". Во время событий "Белой гвардии" Киев был сатириконски "обибабошен", - более точною, более выразительного словца и не придумать.

Популярность столичного "Сатирикона" искушала провинцию, и свой, местный "Сатирикон" появлялся то в Одессе, то в Екатеринославе, так что петербургские журналисты вынуждены были отрекаться от своих незаконных тезок, выяснять отношения с самозваными "родственниками", судиться с пиратскими изданиями, превращать скандальную популярность своего журнала в сатирическую тему на его же страницах. В Киеве в 1910 году тоже появился свой "Сатирикон" - правда, не журнал, а кабаре, скорее даже просто "театр миниатюр", прикрывшийся именем столичной знаменитости и претенциозным, модным жанровым определением. "Журнал "Сатирикон" не имеет к киевскому "кузену" никакого отношения", - открещивались петербуржцы. Театрик, оказавшийся не на высоте своего названия, быстро прогорел, незадачливый антрепренер скрылся, но был обнаружен в Ялте (подобно директору московского варьете Степе Лиходееву). Сообщая о пощечине, доставшейся бывшему антрепренеру от поэта Якова Година, киевская газета с меланхолической объективностью добавляла: "Это тот самый Анчаров-Мутовкин, который сбежал из Киева после неудачной попытки насадить театр "Сатирикон". Сюжет едва ли не булгаковский.

В доме номер тринадцать на киевском Андреевском спуске "Сатирикон" был семейным чтением. "Мы выписывали "Сатирикон", активно читали тогдашних юмористов - прозаиков и поэтов (Аркадия Аверченко и Тэффи) "м, - сообщала Надежда Афанасьевна Земская К.Г. Паустовскому. Приглядывание молодого Булгакова к "Сатирикону" - не интерес провинциального оболтуса и белоподкладочника (каковым он никогда не был) к остроумию столичных прохиндеев, издевающихся над всем и вся, но глубоко идеологизированное обстоятельство писательской биографии. Обстоятельство, чреватое творческими преображениями. Восстанавливая интерьер булгаковского дома - для реального или "воображаемого" музея, - следовало бы найти в нем место для листов "Сатирикона" и отдельно изданных томиков сатириконцев. Они легли бы в экспозицию не просто бытовыми деталями, пусть даже достоверными и бросающими локальный колорит, но указанием на один из корней булгаковского генеалогического древа, ключами к происхождению мастера.

Предыдущая Следующая
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова