Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Смех под знаком Апокалипсиса (М.Булгаков и «Сатирикон»). Часть 16 

Смех под знаком Апокалипсиса (М.Булгаков и «Сатирикон»). Часть 16

 
Предыдущая Следующая

Опыт стиха и прозы "Нового Сатирикона" значительно демократизировал высокую поэзию и придал более высокий статус ее низовым, демократическим пластам. Начинавшийся некогда с подражания блоковской "Незнакомке" - сатириконского стихотворения до "Сатирикона", - журнал своими достижениями мощно повлиял на закатную поэму Блока "Двенадцать". Опыт "Сатирикона" далеко не исчерпан - и даже не вполне осознан - по сию пору. Чуть ли не в те самые дни, когда Блок самозабвенно насыщал свою поэму голосами "Сатирикона", либерально-демократический журнал был закрыт советской властью - разумеется, за "буржуазность".

Действие третье. Закат и красочные судорога. Париж. (Между вторым и третьим действием проходит 13 лет.) Кучка постаревших и разметанных красной революцией по белу Свету сатириконцев, собранная в Париже все тем же М.Корнфельдом, попыталась реанимировать журнал. Тут самое время поставить вопрос, почему после социалистической революции в России страну оставили прежде всего демократические литераторы - почти полный состав горьковского "Знания", почти полный состав "Сатирикона"и др. Но третье действие очень коротко, и обсуждение этого непустого вопроса приходится отложить до другого случая. Начавшись в апреле 1931 года, эмигрантский "Сатирикон" недотянул даже до двух десятков номеров. Конец. Занавес.

Представленная подобным образом, история "Сатирикона" - это правда, но не вся правда. В сценарии пропущен чрезвычайно любопытный акт, которому и надлежит быть третьим в трагикомедии журнала, из-за чего парижские сцены передвигаются на четвертое место. После закрытия "Сатирикона" в начале 1918 года его сотрудники (почти в том же составе) весной того же года начали выпускать сатирическую газетку "Чертова перечница". События вытеснили газетку из Петрограда, и летом перебравшиеся на юг сатириконцы продолжили издание "Чертовой перечницы" в Киеве, начав новый счет номеров. Таким образом, преемственность киевской "Чертовой перечницы" от петроградской, а петроградской - от "Сатирикона" прослеживается хорошо. "Чертова перечница" - третий акт истории "Сатирикона", включающий две картины: петроградскую и киевскую. По точному смыслу листка, ему следовало бы называться "Еще более новый Сатирикон", но "Чертова перечница" - тоже неплохо: черт мелет перец, все чихают.

Предыдущая Следующая
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова