Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Смех под знаком Апокалипсиса (М.Булгаков и «Сатирикон»). Часть 28 

Смех под знаком Апокалипсиса (М.Булгаков и «Сатирикон»). Часть 28

 
Предыдущая Следующая

- Весь город точно объят огнем, - повторила Лигия.

А Петр приставил руку к глазам и сказал:

- Гнев Господень над этим городом".

Не тах ли с высоты видят закатную Москву Воланд и Азазелло, обсуждая достоинства городов: сатане по вкусу Москва, демон отдает предпочтение Риму. Их разговор, быть может, соотносит наблюдаемую ими картину с картиной Рима, описанной Сенкевичем (в приведенном отрывке и в других подобных). А квалификация персонажей - в одном случае апостол Петр и чуть ли не святая подвижница Лигия, в другом - Волаад и Азазелло - связывает их противопоставлением. Пророчеству Петра о гибели Города вскоре предстоит сбыться: Рим охватывает пожар, описание которого занимает добрую четверть текста в "Камо грядеши?", и по богатому разнообразию деталей становится настоящей пожарной энциклопедией, огненным Брокгаузом, неисчерпаемым источником для пироманских затей Воланда. За спиной Воланда, покидающего Москву, тоже пылают пожары. Эсхатологические отсветы охватившего Рим в "Камо грядеши?" огня должны привлечь внимание Булгакова, сосредоточенное на апокалиптических моментах.

Петр с Лигией, как и Воланд с Азазелло, рассматривают городскую панораму в час заката. Закатами, разумеется, перерастающими в символ умирания мирового города, роман Сенкевича вообще переполнен ни чуть не меньше, нежели начинающийся и кончающийся на закате роман Булгакова (при сходстве, если не тождестве символических функций). Закаты в "Камо грядеши?" текстуально совпадают с тем, что потом будет в "Мастере и Маргарите": " Солнце уже совсем склонилось к закату, и, казалось, все растопилось в вечерней заре". "Солнце все больше склонялось к Остии огромным красным шаром. Вся западная часть неба загорелась ярким пламенем..."

Смотровая площадка, выбранная исчадиями ада, описана у Булгакова так: "На закате солнца высоко над городом, на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве... находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев". Вскоре после этой сцены наступает финал, в котором несколько раз фигурирует лунная дорога: "От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне..." И дальше: "Тогда лунный путь вскипает, из него начинает хлестать лунная река и разливается во все стороны... в потоке складывается непомерной красоты женщина. Иван тянется к ней и всматривается в ее глаза, но она отступает, отступает и уходит со своим спутником к луне".

Предыдущая Следующая
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова