Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Смех под знаком Апокалипсиса (М.Булгаков и «Сатирикон»). Часть 31 

Смех под знаком Апокалипсиса (М.Булгаков и «Сатирикон»). Часть 31

 
Предыдущая Главная

И наконец, следует упомянуть бродячего киника Хилона Хилонида, находчивого и остроумного негодяя, зарабатывающего на винцо и ночлег сыскными и другими, не более высокого полета услугами. Его диалог с Петронием, нуждающимся в подобных услугах, строится едва ли не по той же программе, по которой будет выстроен диалог Пилата с Иешуа. Следуют вопросы, не врач ли он, - оказывается, нет, не врач, а только лишь бродячий философ, хотя читателю представлены образцы его шарлатанского врачевания, вполне удачного. Откуда он родом? С берегов Понта Эвксинского, более о своем происхождении он ничего не знает. Какими средствами для достижения цели владеет? Средствами владеет Петроний, а у него, Хилона, есть только разум. Изворотливостью ума и хорошо подвешенным языком Хилон снискивает восхищенно-брезгливое благорасположение Петрония, и римский аристократ, эстет, сноб, собиравшийся было прибить палками этого грязного и вызывающе-самостоятельного бродягу, вечного обитателя рынков и злачных мест, кончает тем, что с явным любованием и едва заметной иронией называет Хилона "великим человеком". Создается впечатление, будто Булгаков, вполне владея диалектической техникой образа, привел в движение священную статику иконописного лика, брызнув на Иешуа несколькими каплями живой воды с восточного базара. Соединить в одном образе простосердечие нищего утописта с остроумием киника, вершину сакральности с провалом профанности - это очень по-булгаковски. А функция сыска отошла как будто от Хилона к Афранию.

Роман польского писателя из римской жизни настолько запечатлелся в творческой памяти Булгакова, что, оставив следы в собственно художественных произведениях, перехлестнулся за пределы литературы - в частную переписку. В свои инсценировки для театра и сценарии для кино по гоголевским "Мертвым душам" Булгаков с озадачивающим постоянством стремился внедрить Рим (для чего он это делал -разговор особый), а театральные и кинематографические редакторы с цензорами вкупе столь же постоянно Рим у Булгакова вычеркивали. "Рим мой был уничтожен, лишь только я доложил expose. И Рима моего мне безумно жаль!" - писал он П.С.Попову, другу и биографу. И вслед затем в другом письме ему же: "Все, что больше всего мне нравилось... самое главное, Рим с силуэтом на балконе, - все это подверглось полному разгрому!.. Но - боже! - до чего мне жаль Рима!"30 Знал ли, отдавал ли себе Булгаков отчет, что эти трисгии -текстуальное повторение подобных сетований из "Камо грядеши?": "Нет, нет! Рим должен погибнуть... А жаль! Жизнь так хороша, Цезарь так добр и вино такое хорошее. Ах, как жаль!.."

Сакральный ряд героев Сенкевича поднимается до апостолов Петра и Павла. Булгаков с отвагой отчаяния идет дальше

- у него под именем Иешуа Га Ноцри выведен тот, кого не поминают всуе. Для читающей публики начала века не было секретом, что Нобелевской премией Генрик Сенкевич обязан далеко не в последнюю очередь - отзыву папы римского, который прочел "Камо грядеши?" и прислал автору свое поздравление. Автор "Мастера и Маргариты" никаких поздравлений не получал, но "тот, которого так жаждет видеть выдуманный вами герой, которого вы сами только что отпустили, прочел ваш роман..." - сообщает Воланд. "Отпустил" Мастер Пилата, жаждущего встречи с Иешуа. Таким образом, роман Мастера прочитан в еще более высоких, чем роман Сенкевича, инстанциях. Этой честолюбивой нотой заканчивается - и, быть может, объясняется - спор-соревнование Булгакова с польским романом об авторе "Сатирикона".


Предыдущая Главная
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова