Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Смех под знаком Апокалипсиса (М.Булгаков и «Сатирикон»). Часть 6 

Смех под знаком Апокалипсиса (М.Булгаков и «Сатирикон»). Часть 6

 
Предыдущая Следующая

Происхождение некоторых из этих отзвуков засвидетельствовано мемуарно. Л.Е.Белозерская-Булгакова, можно сказать, держала в руках ниточку, связующую Булгакова с Аверченко: "Что касается "тараканьих бегов" (в "Беге». - М.П.), то они с необыкновенным булгаковским блеском и фантазией родились из рассказа Аркадия Аверченко "Константинопольский зверинец", где автор делится своими константинопольскими впечатлениями тех лет. На самом деле, конечно, никаких тараканьих бегов не существовало. Это лишь горькая гипербола и символ - вот, мол, ничего иного эмигрантам и не остается, кроме тараканьих бегов"5. Другие отзвуки обнаружены исследователями и комментаторами Булгакова, скажем, эпиграф к рассказу Аверченко "Как я уехал" ("Ехать так ехать, - добродушно сказал попугай, которого кошка тащила из клетки"), слегка перефразированный в "Зойкиной квартире"6. Булгаков цитирует Аверченко не как ученый, глядя в раскрытую книгу, а как читатель, свободно оперирующий запасами своей готовной памяти. Воспроизводятся места общеизвестные, всем попятные, образующие легкий коммуникативный мостик между фондом цитирующего и фондом внимающего цитате. Но не в этом суть: явные цитаты - всего лишь кристаллики, выпадающие из насыщенного раствора. Суть в насыщенности раствора. В напитанности - до высокой концентрации - творческой памяти Булгакова аверченковским и всяким иным сатириконством, сыгравшим определенную роль в формировании булгаковского стиля и типологии его творчества.

Фельетоны Булгакова 20-х годов - последующее звено между "Сатириконом" и сатириконством зрелого писателя. В этих фельетонах - россыпи отголосков и прямых совпадений с фельетонистикой "Сатирикона". Усталый смех над мелкой пошлостью, предстающей в облике пошлости всемирной, предощущение надвигающейся ночи за каждым темным пятном, бытовая нелепость, возведенная в степень тотального абсурда, - эта позиция и соответствующая техника смешного была блистательно разработана сатириконской прозой Аверченко и Тэффи. И если Булгакову в 20-е годы с победительной легкостью давалось сочинение фельетонов (что, впрочем, признается не всеми), то за этим стоял не один только импровизационный дар (проявившийся, кстати сказать, в романах и пьесах ничуть не меньше, чем в фельетонах), но и разработанная "Сатириконом" техника смешного. На Булгакова-фельтониста мощно работала традиция, подхватившая его, как Мальстрем пловца Эдгара По, и невозможно было, ступив в эту воду хоть единожды, выйти из нее сухим.

Предыдущая Следующая
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова