Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Смех под знаком Апокалипсиса (М.Булгаков и «Сатирикон»). Часть 7 

Смех под знаком Апокалипсиса (М.Булгаков и «Сатирикон»). Часть 7

 
Предыдущая Следующая

"Сатирикон" предстал перед современниками как центр сатирической планетарной системы, опутанный орбитами близкородственных литературных и театральных явлений. Эти явления - то ли порожденные общими с "Сатириконом" космологическими процессами, то ли образованные его излучением и выбросами - всегда были отмечены сатириконским знаком. В Ростове 1922 года О.Мандельштам побывал в театрике "Гротеск" и определил его: "правнучек, кровный отпрыск семьи российского театрального Сатирикона"7. Среди отпрысков этой семьи - разных степеней родства - и петербургское "Кривое зеркало", и , быть может, московская "Летучая мышь", и, конечно, киевский "Кривой Джимми", помянутый в "Белой гвардии" под ироническим именем "Лиловый негр", отсылающим к популярной песенке киевлянина Вертинского. Фирменным блюдом "Кривого зеркала" была "Вампука, принцесса африканская" - знаменитая "Вампука", ставшая нарицательной для всякой злой пародии на автоматизированные, уже неспособные вместить реальную жизнь условности искусства. Эта линия тоже дала себя знать в фельетонистике Булгакова3 - и взмыла "Багровым островом", подлинной советской "Вампукой" (кстати, на том же "оперно-африканском" материале).

"Дело было так. Из своеобразного ощущения исторической минуты родилось сильнейшее и острейшее чувство нелепости, возведенное в культ кривозеркальцами и сатириконцами... Настоящими участниками этой мистерии абсолютно нелепого могли быть люди, дошедшие до "предела", у которых было что терять и которых толкала на путь сокрушительного творчества из нелепого внутренняя опустошенность -предчувствие конца"9. Великолепная социокультурная интуиция Мандельштама создала в этих строчках, быть может, лучшее определение выходящего за пределы собственно "Сатирикона" сатириконства. Захваченному сатириконством Булгакову было что терять: ни много ни мало - всю европейскую культуру от Христа до "Сатирикона". Предчувствие конца реализовалось у него на глазах и протяжной эсхатологической нотой озвучило все его творчество. Из своей фамилии Аркадий Аверченко выкроил латинизированный псевдоним Ave - не в том ли смысле, что, дескать, здравствуй, цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя, смеясь и шутовствуя? "Смех над руинами" - назвал свою книжку один из сатириконцев. "Смех под знаком Апокалипсиса" следовало бы назвать трактат о Булгакове, развеселом художнике конца света.

Предыдущая Следующая
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова