Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Смех под знаком Апокалипсиса (М.Булгаков и «Сатирикон»). Часть 8 

Смех под знаком Апокалипсиса (М.Булгаков и «Сатирикон»). Часть 8

 
Предыдущая Следующая

Резко заявленная в "Мастере и Маргарите" двусоставность - не особенность "вершинного романа", а свойство всего творисства Булгакова. Столкновение лоб в лоб высокого и низкого, трагического и комического, священного и профанного, вечного и сиюминутного - короче, мистерии и буффонады -проявилось в "Мастере и Маргарите" с наибольшей наглядностью, но присутствовало у Булгакова "всегда", едва ли не изначально, и легко открывается ретроспективному взгляду. Родственная связь "московских" глав "Мастера и Маргариты" и всего стягивающегося к ним буффонадного пласта творчества Булгакова с его же фельетонистикой хорошо показана отечественными и зарубежными исследователями. Буффонада "Мастера и Маргариты" - это разросшаяся до гротеска булгаковская "малая сатира" "Гудка", "Бегемота", "Чудака" и т.д. В общероссийском культурном контексте она предстает прямой наследницей и продолжательницей "Сатирикона".

Традиция "Сатирикона" была задержана, преломлена, повернута, но не прекращена революцией и гражданской войной. В поэзии ее продолжение всего заметней у Владимира Маяковского, в прозе - у его постоянного оппонента Михаила Булгакова. При эволюционном ходе событий лихие гудковские остроумцы - И.Ильф, Е.Петров, Ю.Олеша, М.Булгаков - стали бы сатириконцами третьего призыва. Но революция изогнула их биографии, потенциальная "третья стража" "Сатирикона" опоздала к своей эволюционной судьбе и в поисках собственного места в жизни и литературе образовала гудковский неформальный кружок "обработчиков" с еще неясной перспективой, что-то вроде сатириконцев без "Сатирикона". Так отставшие от поезда пассажиры сбиваются в группы и бредут по шпалам, пока не выйдут на дорогу -другую, но в ту же сторону.

Догадка о связи молодых талантов "Гудка" с "Сатириконом" посетила их предшественников, ушедших в эмиграцию, раньше, чем наблюдателей в отечестве. Оттуда, из-за рубежа, эта связь была видней, да и назвать ее в Москве было бы нельзя. Своя своих познаша, и сатирический роман И.Ильфа и Е.Петрова стал главным действующим лицом в судорожном последнем акте истории журнала. На живую нитку сметанный парижский "Сатирикон" (1931) из номера в номер печатал "Золотого теленка", словно бы возвращая роман к его сатириконскому истоку.

Предыдущая Следующая
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова