Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Для чего зажигают светильники, или Евангелие от Булгакова. Часть 4 

Для чего зажигают светильники, или Евангелие от Булгакова. Часть 4

 
Предыдущая Следующая

«Иешуа шмыгнул высыхающим носом и вдруг такое проговорил по-гречески, заикаясь:

— Д-добрые свидетели, о игемон, в университете не учились. Неграмотные, и все до ужаса перепутали, что я говорил. Я прямо ужасаюсь. И думаю, что тысяча девятьсот лет пройдет, прежде чем выяснится, насколько они наврали, записывая за мной».

Опираясь на точное знание исторических, юридических, социально-бытовых реалий древней Иудеи, Булгаков существенно трансформирует традиционный евангельский сюжет, пытаясь вложить в него оригинальное, «очищенное от путаницы» содержание. «Борьба с путаницей», однако, не означает безоговорочного отрицания канонической евангельской версии произошедшего. Задача Булгакова — постараться заполнить существующие в ней, по его мнению, пробелы. Собственно эти пробелы, эта недоговоренность, эти «внутренние затруднения» Евангелия и становятся предметом художественного исследования, а точнее расследования Булгакова. Именно так — расследования. Так именно точнее всего следовало бы определить «жанр» «романа в романе». Булгаков выстраивает свои предположения в весьма деликатной, завуалированной форме, что и понятно, поскольку теперь он имеет дело с сакральными текстами. Работает он весьма тщательно, отслеживая шаг за шагом скрытые рычаги евангельских событий. Ему важно выяснить в этой истории все, любую мелочь, самую, на первый взгляд, малозначительную деталь. Все это должно создать жизненно достоверную, исторически не противоречивую вероятностную модель произошедшего. Установка на историческую достоверность вполне согласуется с предпочтениями Булгакова в выборе справочных источников будущей книги. Как свидетельствует комментатор «Мастера и Маргариты» Б.Соколов, «...писатель в большей мере пользовался трудами авторов исторического направления — Ренана и Фаррара, стремившихся реконструировать истинный ход евангельских событий, или Штрауса, занимавшего по отношению к этому направлению компромиссную позицию, чем работами Древса, для которого восстановление фактического хода событий играло в целом подчиненную роль». Прибегая к методу исторической и психологической вероятности в конструировании евангельских событий, как замечает один из первых и, пожалуй, наиболее аргументированных исследователей подтекста евангельских глав романа А.Зеркалов (Наука и религия, 1986, № 9, с. 46-52), «Булгаков сохранил форму, влив — как сказано в Евангелии же — молодое вино в ветхие мехи. Совсем иное вино». Какого рода это вино становится ясно при анализе подтекста евангельских глав «Мастера и Маргариты». Булгаков, подчеркивает Зеркалов, создает свою, совершенно отличную как от канонических, так и от апокрифических Евангелий, и от различных исторических разработок версию суда Пилата. Основное действующее лицо евангельских глав романа, опять-таки в нарушение сложившейся традиции, не Иешуа Га-Ноцри, личность которого можно отождествить с личностью Христа, а Пилат. Тайное содержание глав совпадает с явной евангельской тенденцией - апологией Пилата, казнившего Христа вопреки своей воле. Однако механизм булгаковской художественной апологии несколько иной. Вкратце проследим завязку тех исторических событий, о которых пойдет речь ниже. Вполне аргументированно и обстоятельно ее изложил А.Зеркалов: «Иисус родился в семье простого плотника, принадлежавшего, однако, к чрезвычайно почтенному роду Давида... Мать зачала его от самого бога, оставаясь девственницей. Упоминаются также братья и сестры Иисуса. Он получил традиционное воспитание; по-видимому, сохранял связи с семьей. Уже в молодости основал секту внутри иудаизма. В Новом завете сообщается, что у него было 12 ближайших учеников — апостолов — и 70 последователей второго круга. Ему приписывается громкая известность в Палестине и в религиозном центре иудаизма Иерусалиме. При последнем въезде в город он вел себя как мессия — спаситель народа, предсказанный ветхозаветными пророками: въехал на осле, сопровождаемый учениками, причем народ кричал «Осанна!» («Спаси нас!») и называл его царем. Сам же он именовал себя сыном Бога.

Предыдущая Следующая
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова