Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Булгаков тайный. Могут ли глаза скрывать истину? Первая часть 

Булгаков тайный. Могут ли глаза скрывать истину? Первая часть

 
Главная Следующая
Назарець В.М. Булгаков тайный. Могут ли глаза скрывать истину? // Зар. літ. в навч. закладах. - 1999. - №10. - С. 49-52

«О, глаза - значительная вещь. Вроде барометра».
(М. Булгаков, «Собачье сердце»)

Литературный портрет, как известно, — важнейшая грань художественного образа. Портрет не только изображает внешность персонажа, но одновременно и характеризует его, в описании облика персонажа всегда содержится явная или скрытая его идейно-эмоциональная оценка. Система средств портретной характеристики литературного персонажа может в качестве доминирующих выдвигать на передний план изображения отдельные входящие в нее компоненты, к каковым не в последнюю очередь относится и идейный, и эмоциональный «ракурс» описания человеческих глаз.

Глаза составляют часть описания почти любого литературного портрета, так как определяют существенную деталь внешнего облика человека. Но если в большинстве случаев такое описание не преследует каких-либо специфических «сверхзадач», то в практике отдельных писателей глаза их персонажей наделяются «избыточными» полномочиями, самым непосредственным образом начинают влиять на уяснение особенностей поведения героя, угадывание способа его мироощущения, выявления всех черт его духовной ипостаси. К числу таких писателей следует отнести и М.Булгакова. Глаза действительно составляют самый, пожалуй, важный элемент поэтики литературного портрета у Булгакова. В этом нетрудно убедиться, — достаточно обратиться к описаниям внешности его героев. Этот булгаковский портретный феномен может быть прослежен с различной степенью его явленности. уже начиная с самых ранних произведений, но в наибольшей мере он получает свое воплощение в «зрелых», масштабных по объему жанра вещах.

В романе «Жизнь господина де Мольера» его главный герой выводится в следующем портретном «обрамлении»: «Он среднего роста, сутуловат, со впалой грудью. На смуглом и скуластом лице широко расставлены глаза, подбородок острый, а нос широкий и плоский. Словом, он до крайности нехорош собой. Но глаза его примечательны. Я читаю в них странную всегдашнюю язвительную усмешку и в то же время какое-то вечное изумление перед окружающим миром. В глазах этих что-то сладострастное, а на самом дне их — затаенный недуг, какой-то червь, поверьте мне, сидит в этом двадцатилетнем человеке и уже теперь точит его». Характерная деталь: то же впечатление (исключительная роль глаз при восприятии облика человека) автор «прививает» и своим героям. Вот портрет 36-летнего Мольера, каким его запечатлевает другой персонаж этого романа: «Филипп Французский проверяет свое ощущение. Оно двойное: казалось бы, что больше всего ему должны понравиться улыбка и складки на лице, но ни в коем случае не глаза комедианта. Пожалуй, у него очень мрачные глаза.

Главная Следующая
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова