Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Портрет в прозе Михаила Булгакова. Ч. 10 

Портрет в прозе Михаила Булгакова. Ч. 10

 
Предыдущая Следующая

Голос как деталь портрета и общей характеристики героя весьма выразителен и тоже отражает авторскую модальность. Есть постоянные свойства, оттенки голоса, указания на тембр, характерные интонации, есть голоса, связанные с профессией героя (командирский голос Мышлаевского), сорванный командами, хриплый голос Пилата, тусклый голос Лариосика. Голос, как и другие портретные детали, может отделяться от носителя его и возникать самостоятельно в самых неожиданных местах: "Попал", — отчетливо сказал под ложечкой голос Малышева". Больной Иван Бездомный слышит голос отсутствующего Воланда. Двойственность героя может сопровождаться и раздвоением голоса, возникающие голоса ведут между собою спор. Голос передает сиюминутное психологическое состояние героя: "Мышлаевский старался не кричать, поэтому из горла у него вылетало сипение, которое делало его еще более страшным...".

Голос — это скулеж, хихиканье, писк, он может быть козлиным, надтреснутым, испуганным, странным, пронзительным, тяжелым, мрачным, трескучим, мурлыкающим, отрывистым, тарахтящим, настойчивым, рычащим, шипящим, нетвердым, присасывающим, причмокивающим, застенчивым, ненатуральным, грозным, музыкальным, нежным, гнусавым, леденящим сердце, осипшим, преступным, воющим. Огромное количество уточняющих эпитетов, которые относятся не только к голосам, но формируют и читательскую рецепцию персонажа в целом.

Текучесть, изменчивость, мгновенные превращения возможны и в коллективном портрете, когда на глазах меняется не только внешняя оснастка, но и общая целостность большой группы людей: "Произошло чудо. Разношерстные пестрые люди превращались в однородный, компактный слой, над которым колючей щеткой, нестройно взмахивая и шевелясь, поднялась щетина штыков".

Коллективный портрет в "Мастере и Маргарите" встречается преимущественно в "древних главах", в изображении богомольцев, солдат оцепления, стражи. Здесь автор стремится к предельной достоверности, историчности, что не раз уже отмечалось исследователями, с тщательностью выписывает манеру держаться, жесты, одежду, походку, виды вооружения. Коллективные портреты здесь сопровождаются множеством звуков: "В этом огне бушевали рев, визги, стоны, хохот и свист".

Предыдущая Следующая
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова