Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Портрет в прозе Михаила Булгакова. Ч. 11 

Портрет в прозе Михаила Булгакова. Ч. 11

 
Предыдущая Следующая

Следует отметить у Булгакова и типологический портрет, целостно воссоздающий определенный социальный тип, это — офицер, бандит, крестьянин, проститутка, оккупант, солдат, нищий, они почти лишены индивидуальных черт. К типологическому можно отнести и профессиональный портрет: молочница, дворник, маститый писатель, артист, милиционер, служащий.

Булгаков любит показывать человека в проявлении сильных чувств, в гневе, ужасе, изумлении. Особенно часто заставляет он своих героев удивляться, тут его авторские средства весьма разнообразны. Искренно изумляться, поражаться могут все герои, но у каждого это проявляется по-разному. Изумление может оглуплять героя, выставлять его в нелепом виде: "Дикое изумление разбило Студзинского, глаза его неприличнейшим образом выкатились на господина полковника. Рот раскрылся".

Лексически удивление передается целым набором синонимов: оторопел, опешил, остолбенел, поразился, был ошеломлен, ошарашен, потрясен, изумлен, вытаращил глаза, заморгал глазами, застыл на пороге, глаза стали круглыми, пунцовый от изумления, стали ошалевать.
Охотно и часто рисует Булгаков своих героев плачущими, все, однако, плачут по-разному, и слезы не всегда вызывают у читателя сочувствие: "Пряхина вдруг широко и криво, как у зубного врача, открыла рот, а из глаз ее двумя потоками хлынули слезы"5. Ужас вызывают слезы боевого офицера Мышлаевского.

В "Театральном романе" можно обнаружить такие разновидности портретных характеристик, как параллельный портрет и портрет в портрете. В первом случае писатель параллельно и как бы независимо друг от друга разворачивает два плана: физический и духовный портреты. Так дан, например, портрет Поликсены Торопецкой. Во втором случае автор дает портретные описания уже созданных другим художником портретов, дает толкование того, что считал нужным выделить в своих работах другой автор (галерея портретов в Независимом театре).

В романах Булгакова немало мгновенных портретных зарисовок, высвечиваний, выхватываний из толпы в сиюминутном проявлении настроения или меняющегося состояния духа, отношения к окружающему. Это изображения крупным планом лиц незначительных, чаще всего больше и не появляющихся. Такие "высвечивания" нужны писателю для создания колорита времени. Такие случайные персонажи великолепно представляют определенные социальные группировки и прослойки (дежурная в ресторане Грибоедова, алчные и злобные шоферы, сиделка в приемной профессора, сиреневый "иностранец" из Торгсина и многие другие). Подозрительный и недоверчивый швейцар мгновенно меняется, узнав, к кому пришел посетитель: "Ксаверия Борисыча? Сию минуту-с. Пальтецо пожалуйте. Калошек нету?"

Предыдущая Следующая
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова