Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Портрет в прозе Михаила Булгакова. Ч. 6 

Портрет в прозе Михаила Булгакова. Ч. 6

 
Предыдущая Следующая

Новой гранью портретизации становится портрет, увиденный глазами другого героя: "Себя Маргарита видеть не могла, но она хорошо видела, как изменился мастер. Волосы его белели теперь при луне и сзади собрались в косу, и она летела по ветру. Когда ветер отдувал плащ от ног мастера, Маргарита видела на ботфортах его то потухающие, то загорающиеся звездочки шпор. Подобно юноше-демону, мастер летел, не сводя глаз с луны, но улыбался...".

И вот тут, в финале, пожалуй, впервые дан и внутренний портрет героя, текучий, изменчивый, подвластный меняющемуся настроению: "В первые мгновения к сердцу подкралась щемящая грусть, но очень быстро она сменилась сладковатой тревогой, бродячим цыганским волнением.

"— Навсегда! Это надо осмыслить, — прошептал мастер и лизнул сухие, растрескавшиеся губы. Он стал прислушиваться и точно отмечать все, что происходило в его душе. Его волнение перешло, как ему показалось, в чувство глубокой и кровной обиды. Но та была нестойкой, пропала и почему-то сменилась горделивым равнодушием, а оно — предчувствием постоянного покоя".

Под ординарной портретной оболочкой возможно глубокое внутреннее содержание, исполненное духовной красоты, но может быть и наоборот. В "Театральном романе" встречаем великолепную внешность барственного писателя, вернувшегося из-за границы, и поражаемся скудости его мысли, тривиальности выражений в оценке покинутой страны.

Отмеченная печатью порока Юлия — спасает от гибели .Алексея Турбина, чужого ей человека, рискуя при этом собственной жизнью ("Белая гвардия"). Слабый физически, застенчивый и пугливый Га-Ноцри оказывается человеком огромной силы воли и мужества, с несокрушимой верой в добро, духовно независимым и цельным.

Складывающийся в представлении читателя портрет героя не всегда соответствует портрету, предлагаемому писателем: "Николка... с вихром, нависшим на правую бровь... голубые глаза, посаженные по бокам длинного птичьего носа..." Портрет, скажем прямо, — не очень привлекателен. Но в дальнейшем возникает столько милых черт характера, столько доброго, великодушного, столько смелых и благородных поступков совершает Николка, что читатель уже не помнит о длинном птичьем носе, близко посаженных к переносице глазах. Читатель, может, и не помнит, но автор считает своим долгом напомнить о сходстве юнкера с птицей, чтобы не получился совсем уж идеальный герой: "Николка нахмурился и искоса, как птица, посмотрел на Василису", "Толпа мяла и мяла Николку, и он, сунул птичий нос в воротник студенческой шинели..." Не хочет читатель помнить и об остром носе Мастера,

Предыдущая Следующая
luisstudio.ru почасовая аренда танцевального зала в Центре Москвы недорого
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова