Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Загадочный очевидец, или Кто написал Евангелие от Иоанна? Пятая часть 

Загадочный очевидец, или Кто написал Евангелие от Иоанна? Пятая часть

 
Предыдущая Следующая

Выше уже шла речь о скрупулезности Булгакова в следовании исторической правде. Строгий детерминизм, художественный вымысел, ни в чем не нарушающий историческую логику — конструктивный принцип поэтики евангельских глав романа.

Ни Марк, ни Лука, согласно церковной традиции, не были ни непосредственными учениками Христа, ни очевидцами событий. Но ими были Матфей и Иоанн. Булгаков, конечно, принял к сведению эти соображения. Он вводит в роман на правах, как кажется на первый взгляд, единственного ученика Иешуа Га-Ноцри сборщика податей Левия Матфея — будущего евангелиста. Из двух возможных кандидатур, освященных авторитетом церкви, Булгаков избирает Левия Матфея. Почему?

Исследователь романа Н.Утехин («Мастер и Маргарита» М.Булгакова (об источниках действительных и мнимых //«Русская литература», 1979, №4), размышляя о прототипе героя, который, по его мнению, необходим был Булгакову, как очевидец (проблема истинности, достоверности и, таким образом, очевидца, очень волнует мастера), не без оснований указывал на Матфея, предпосылая этому следующие аргументы: «Мягкий сердцем и кроткий, как известно по преданию, Иоанн» вряд ли мог удовлетворить предмет художественного обыгрывания Булгакова. Этой задаче вполне отвечает облик первого евангелиста. Евангелие от мастера, а, по сути, от самого Булгакова, представляет своеобразную идейно-художественную и историческую оппозицию изложению жизни Иешуа Га-Ноцри по Матфею. Евангельская версия Матфея, на взгляд Булгакова, представляет собой сущую путаницу, не выдерживающую никакой критики с позиций логической вероятности развития исторических событий. Истинную же картину случившегося по какому-то высшему наитию угадывает и «точно» воспроизводит мастер. Булгаков ставит своего читателя перед весьма любопытным парадоксом: евангелие от мастера не содержит в себе почти ничего из того, что сообщает нам Левий Матфей и почти полностью в своих ключевых сценах, хотя и не лишенных метафорической приукрашенности, следует за евангелием от Иоанна. При этом свидетельства Иоанна Булгаковым ни в коей мере не опротестовываются. Парадокс тем интереснее, что никакой, как представляется, указки на присутствие самого евангелиста Иоанна в тексте нет. Заметим, однако: мастер, не единожды выражающий свое восхищение тем, как он все точно и верно угадал, ни разу не говорит о том, что он был единственным из числа «посвященных». Следовательно, потенциальное участие еще одного «угадавшего», возможно, апостола Иоанна, как самой предпочтительной фигуры, не исключается художественной структурой булгаковского романа. В таком случае, где же его искать?

Предыдущая Следующая
Тут https://podtrade.ru/ купить подшипники в Москве - это просто.
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова