Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Бэлза И. Партитура Михаила Булгакова. Часть восьмая 

Бэлза И. Партитура Михаила Булгакова. Часть восьмая

 
Предыдущая Главная

Может быть, профессора очаровал открывающий второе действие дуэт дочери фараона Амнерис с рабыней Аидой, неожиданно оказавшейся тоже царевной и к тому же - ее соперницей, влюбленной в полководца Радамеса; может быть, это - дуэт Радамеса с Амнерис, пытающейся спасти его от кары за то, что он выдал Аиде - дочери врага - военную тайну египтян. Но самое большое впечатление на Филиппа Филипповича произвел гимн "К берегам священного Нила", под звуки которого Амнерис вручает знамя отправляющемуся в поход Радамесу. Мелодия этого гимна, которую напевает профессор, рождает в повести ассоциации, приобретающие особое значение в драматургии "Собачьего сердца", как это, впрочем, четко определяется фразой, непосредственно предшествующей описанию "первой в Европе операции по проф. Преображенскому": "В белом сиянии стоял жрец и сквозь зубы напевал про священные берега Нила". И дальше в тексте Филипп Филиппович не раз именуется "жрецом".

Как известно, после открытий Жана Франсуа Шампольона, впервые дешифровавшего иероглифический египетский текст, в Европе стремительно начала развиваться египтология, за успехами которой с интересом следил Булгаков, и чтение книг по истории и культуре Древнего Египта пополнило его "эрудицию мыслителя", как показывают некоторые страницы "Мастера и Маргариты". Из воспоминаний С.Ермолинского мы знаем, что среди множества книг, подаренных ему Булгаковым, была "Древняя история народов Востока" (М., 1911) знаменитого французского египтолога, археолога и популяризатора древнеегипетской культуры Гастона Масперо.

Не допускаю возможности, чтобы Булгаков мог пройти и мимо классических работ крупнейшего русского египтолога Бориса Александровича Тураева, который уже в своей магистерской работе "Бог Тот" ранее, чем кто-либо на Западе, указал на развитие этических концепций в Древнем Египте, проявившихся в памятниках литературы и искусства.

Булгаков знал, конечно, что хранителями культуры Древнего Египта были жрецы, наделенные именно поэтому такой властью, которая показана в "Аиде". Но жрецы также накапливали опыт и знания в самых различных областях науки и искусства. Они изучали астрономию (вспомним вычисленные ими затмения солнца в "Фараоне" Пруса!), руководили возведением храмов и пирамид,, предсказывали сроки разлива Нила, искусно врачевали людей. И далеко не все секреты той далекой эпохи разгаданы - достаточно вспомнить тайны, проявлявшиеся при сооружении пирамид, при бальзамировании, при синтезировании стойких ароматических средств, не говоря уже о поразительном искусстве гипноза.

И в "Собачьем сердце" образ жреца-хранителя древних тайн и открывателя новых воплощен в сложном образе профессора Преображенского, прочно связанном через гениальную оперу Верди с образом мудрого и бесстрашного, не боящегося неудач ученого. Последние строки повести подчеркивают эту ассоциативную связь, в высшей степени характерную для Булгакова:

"В отдалении глухо позвякивали склянки. Тяпнутый убирал в шкафах смотровой.

Седой же волшебник сидел и напевал:

- "К берегам священным Нила..."

Пес видел страшные дела. Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд, доставал мозги.


Предыдущая Главная
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова