Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Интегративный подход к изучению романа "Мастер и Маргарита". Часть четвертая 

Интегративный подход к изучению романа "Мастер и Маргарита". Часть четвертая

 
Предыдущая Следующая

Последние минуты земной жизни Иешуа и Мастера также полны внутренней аналогии.

"Становилось все темнее. Туча залила уже полнеба, стремясь к Ершалаиму, белые кипящие облака неслись впереди напоенной черной влагой и огнем тучи. Сверкнуло и ударило над самым холмом. Палач снял губку с копья.– Славь великодушного игемона! – торжественно шепнул он и тихонько кольнул Иешуа в сердце. Тот дрогнул, шепнул: – Игемон..." (об Иешуа)."Азазелло извлек из куска темной гробовой парчи совершенно заплесневевший кувшин. Вино нюхали, налили в стаканы, глядели сквозь него на исчезающий перед грозою свет в окне. Видели, как все окрашивается в цвет крови.– Здоровье Воланда! – воскликнула Маргарита, поднимая свой стакан.

Все трое приложились к стаканам и сделали по большому глотку. Тотчас предгрозовой свет начал гаснуть в глазах у мастера...– Отравитель, – успел еще крикнуть мастер" (о Мастере).

Поиск соответствий и аналогий между процессами Мастер – Маргарита и Иешуа – Пилат может быть продолжен.

Симметричность процессов Мастера – Маргариты и Иешуа – Пилата в той или иной степени отмечалась в литературоведении. Например, в предисловии к цитируемому изданию "Мастера и Маргариты" Е.Сидоров пишет:

"Два романа – Мастера и о Мастере – зеркально повернуты друг к другу, и игра отражений и параллелей рождает художественное целое, сопрягая легенду и быт в историческую жизнь человека".

Рассмотрим тему Воланда. Удивительно, что и тут она построена на том же принципе треугольника, как и предыдущие темы (рис. 28). Прежде всего, о каком Воланде идет речь? Воланд в романе представлен двумя образами: Воланд – человек (профессор черной магии, иностранец) и Воланд – князь тьмы. Общий образ Воланда следует рассматривать как сложный, состоящий из двух активно взаимодействующих тем. Это же относится и к свите Воланда. Воланд-человек, разбираясь в земных делах, постоянно сталкивается со злом. Но сам он не наказывает людей, а выполняет это при помощи Воланда-дьявола и его помощников (наказание сверхъестественностью ситуаций, в которые попадают обыватели). Восприятие зла идет посредством Воланда-дьявола, который сразу распознает его. Воздействие зла на Воланда-дьявола носит скрытый (информационный) характер. (Какое зло может причинить человек Властелину зла?) Интересно, что Воланд-дьявол представлен Булгаковым не как источник зла, а как высокопрофессиональный мастер, вынужденный иметь дело с человеческим злом, фиксировать и наказывать его.

Предыдущая Следующая
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова