Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » СМИ » Роман Виктюк: от Булгакова устать невозможно 

Роман Виктюк: от Булгакова устать невозможно

- Роман Григорьевич, вы в четвертый раз обращаетесь к этому произведению. Чем объясняется такое завидное постоянство?

- От Булгакова устать просто невозможно. Первый раз я ставил "Мастера и Маргариту" в Русском театре в Вильнюсе, еще при советской власти. После этого был Таллинн. Год назад я занимался Булгаковым в Нижнем Новгороде, где собрал актеров из Драматического театра и ТЮЗа. Я постоянно обращаюсь к "Мастеру и Маргарите". С момента первого замысла этой книги до полного текстового издания прошло 44 года. Мне думается, что судьба булгаковского детища похожа на судьбу "Горя от ума". Удивительно, что книга, которая начиналась во времена сталинского террора, стала интеллектуальным бестселлером брежневской эпохи. Такого феномена литература не знала. И сегодня роман можно назвать культовым. Он доходчив и близок людям. "Мастер и Маргарита" причастна нынче к массовой культуре. И у меня, как у режиссера, на разных этапах прочтения возникало новое видение тайнописи Булгакова. Помню, как в первый раз мы в Переделкино по листочкам на голоса читали эту книгу, словно подпольную литературу. Три раза она прошла через наши души. Каждый по-своему, конечно, пытался осмысливать. Но это было тогда. Сегодня мы пытаемся приоткрыть ширмы, объяснить те загадки, которые есть в книге.

- И каким образом вы пытаетесь это делать?

- Я пытаюсь представить, как писалось Булгакову в атмосфере жутких стен, обклеенных страшнейшими, чудовищными рецензиями. Он же созерцал это с утра до ночи! Или другой момент: МХАТ приглашает на свой юбилей, а он отвечает, что согласен прийти, но в том случае, если ему отдадут в каске столько крови, сколько они у него выпили. Страшно! Я уже не говорю про письмо к Сталину. В нем - поистине неповторимый мир провидца и умение видеть за словами судьбы и понимать, кто дьявол, кто сатана, и в чем беда того времени. Конечно, Булгаков не все мог вместить в свои строки. Сегодня, на мой взгляд, в театре нужно пытаться осмыслить всю книгу в целом. Мне кажется, в эстетике Булгакова есть близость трех структур: сна, смерти, искусства. Это проводники, прорывы, которые нас соединяют с потусторонним миром. Булгаков в это верил. И в наше время актерская структура становится все тоньше. Молодые артисты, свободные по натуре, позволяют себе иметь в организме эти прорывы. Вот в таком случае магия театра побеждает.

- Чем отличается новая постановка от предыдущих?

Мы акцентируем внимание на определенных элементах. Так, сегодня у Воланда главный лозунг звучит так: "Никто не забыт, ничто не забыто". Очень важный момент

Ксения ИЛЬКИНА


30-10-2001, 11:17 Раздел: СМИ
Другие статьи по данной теме:

Комментарии (0) на Роман Виктюк: от Булгакова устать невозможно


изготовление аудиороликов
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова