Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Тайнодействие в «Мастере и Маргарите». Часть 10 

Тайнодействие в «Мастере и Маргарите». Часть 10

 
Предыдущая Следующая

Полного соответствия между тайным и явным действием, разумеется, искать не нужно, его и не должно быть - это повредило бы художественности произведения, подобно тому, как рассудочное следование заранее заданной концепции помешало Ивану Бездомному, несмотря на его несомненный талант, создать полноценное произведение искусства. Важно другое - и даже необходимо для понимания романа Булгакова - ощутить смысловую энергию этого действия, предопределяющую и развитие внешних событий, и отношения между автором и читателем.

Если бы церковный ритуал в "Мастере и Маргарите" был только экзотической подробностью или только соответствующим фоном для изображения дьявола и демонов, у нас, пожалуй, не было бы серьезных оснований считать этот роман магическим. Но в романе Булгакова все ритуал, вся жизнь во всех ее проявлениях, вплоть до бытовых реплик и жестов, на всем печать времени и все сквозит вечностью. Правда, как таковой, в традиционном зрелищно-мистическом своем виде, ритуал представлен здесь только однажды, в главе "Великий Бал у сатаны", но зато это, по всем признакам, кульминация романа, для читающего - момент исключительный, момент "прозрения", когда становится очевидной необходимость и логическая связанность всех предшествующих и последующих событий.

В этой точке пересекаются все основные сюжетные линии романа, соединяются все его главные конфликты: спор на Патриарших прудах и судьба Мастера, жертвенная любовь Маргариты и вина Понтия Пилата, антагонизм действительного и мнимого, священного и инфернального, света и тьмы. События романа представляются в этот момент полностью подчиненными ритуальному действу, черной мессе, приготовлением к ней ("Проскомидией") и ее завершением, то есть тоже ритуалом, но исполняемым в обстановке повседневной жизни. Как ни принципиален спор на Патриарших, а все же он не более чем шутовской обряд перед отрезанием головы у одною из споривших, с тем чтобы в последствии она стала ритуальной чашей на дьявольской литургии. Все дальнейшие действия устроителей мессы тоже последовательно ритуализованы: освобождение квартиры № 50, места для проведения шабаша, поиски в массе москвичей "королевы Марго" и подходящей искупительной жертвы.

Предыдущая Следующая
передвинуть дом
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова