Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Тайнодействие в «Мастере и Маргарите». Часть 11 

Тайнодействие в «Мастере и Маргарите». Часть 11

 
Предыдущая Следующая

Подготовка и проведение мессы - главный фабульный движитель в "Мастере и Маргарите", мистическое объяснение всему происходящему в Москве спустя девятнадцать веков после происшедшего в Ершалаиме. Для героев романа - это рок, которому они не в состоянии противостоять, но могут только относительно него личностно самоопределиться (Берлиоз, например, "мог бы" уверовать во Христа и спастись, Маргарита - отказывается от сделки с дьяволом и т.п.). Тем самым подготовление к мессе оказывается предопределенным самовыявлением московской жизни описываемого времени, ее сущностью, явленной в словах, в поступках, в деяниях, в разного рода реакциях на этот дьявольский тест. Это, иными словами, слово эпохи о себе, выговариваемое в ходе искусно поставленного дьявольского эксперимента. Сама же литургия - это ответное слово сатаны, его ответы и Берлиозу, и Маргарите, и всем остальным, кто хоть как-нибудь вовлечен в это действо.

Но короткая речь Воланда, обращенная к голове Берлиоза, это только то, что может быть воспринято именно головой, разумом. Слово же Воланда как антитеза божественному Слову - это он сам и все, что так или иначе связано с его присутствием и на Великом Балу, и до его начала, и после него. Это вся дьяволиада Москвы 30-х, символически представленная как бы ее экстрактом - кровью шпиона Майгеля. Кровь Майгеля, налитая в череп Берлиоза и поднесенная Маргарите, - в этом Булгаков увидел тайный смысл своей эпохи - литургию дьявола, где все наоборот: где вместо крови Христа - кровь Иуды, где алтарем служит "блудница", где гремит бесовская музыка и раздаются богохульства.

Описание Великого Бала не случайно напоминают читателю описания московской жизни (например, обед в "Грибоедове"): ведь точно так же гибель Берлиоза предописана до самого несчастья. Подготовление к мессе - это, таким образом, подготовление и читателя к ее восприятию. Бал обнаруживает и делает явным то, к чему читатель уже должен быть готов, хотя бы и подсознательно. Сам же Бал подготавливает восприятие еще более концентрированное: уже не разрозненно-умозрительное и не конкретно-зримое, а субстанциально-действенное, именно "принятие в себя", выразившееся в гипнотически четком и властном приказе Воланда: "Пей!"

Предыдущая Следующая
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова