Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Тайнодействие в «Мастере и Маргарите». Часть 13 

Тайнодействие в «Мастере и Маргарите». Часть 13

 
Предыдущая Следующая

Помимо образно воспринимаемого, в "Мастере и Маргарите" прочитывается также аллегорическое антикрещение. Автором обыгрываются аллегории, традиционные в христианской экзегетике: новозаветные сравнения крещения с баней, гробом (смертью) и потопом, что соответствует основным моментам эволюции Ивана Бездомного, его как бы троекратному погружению в некую иррациональную стихию.

Первое погружение Ивана - купание в Москве-реке, "баня водная" (Ев.5,26), "баня возрождения и обновления Святым Духом" (Тит.3,5), и отражения этого образа в кривых зеркалах романа: купающаяся голая гражданка в ванне со сбитой эмалью, экстраванна в клинике Стравинского, ванна, которую пристроил Алоизий Могарыч в подвале Мастера, наконец, несколько неожиданное, но художественно оправданное сравнение с баней атмосферы Великого Бала. Второе погружение - пребывание Ивана в "доме скорби" и его там "раздвоение", то есть, на языке Евангелия, умирание для греха, погребение со Христом в смерть (Рим.6,2 - 4), совлечение с себя "ветхого человека" и облечение в человека "нового" (Еф.4,22,24). И третье, последнее погружение, которым завершается роман, - лунный потоп:" ...луна начинает неистовствовать, она обрушивает потоки света прямо на Ивана, она разбрызгивает свет во все стороны, в комнате начинается лунное наводнение, свет качается, поднимается выше, затопляет постель. Вот тогда и спит Иван Николаевич со счастливым лицом". Лунный потоп - вариация третьего новозаветного образа Крещения - образа предстоящего спасения, воскресения, подобного спасению немногих во времена Ноя (1 Петр.3,18 - 21).

Трем погружениям Ивана отвечают три фрагмента романа о Понтии Пилате (гл.2,16 и 25 - 26), которые в общем течении повествования вызывают как бы троекратное погружение читателя в иную действительность, в минувшее, в образно-представимое переживание того, о чем символически свидетельствует таинство Крещения.

Если Иван Бездомный - новокрещеный, то Берлиоз - его крестный отец. "Крещен" же Иван, по-видимому, самим дьяволом: новая жизнь для него началась после встречи с Волан-дом, и, несомненно, по внушению Воланда он полез в Москву-реку. Но роль крестителя подходит и Берлиозу; во всяком случае, его отрезанная голова должна в этом ассоциативном - поле соотноситься и с головой Иоанна Хрестителя.

Предыдущая Следующая
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова