Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Тайнодействие в «Мастере и Маргарите». Часть 19 

Тайнодействие в «Мастере и Маргарите». Часть 19

 
Предыдущая Следующая

Еще несколько определений: теург - "обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие" (А.Блок); теургия - "воплощение Вечности путем преображения воскресшей личности" (А.Белый). Учитель Андрея Белого, доктор Штейнер, уточнял: теургия - искусство настоящего, вечно настоящего, а не давно прошедшего или неопределенного будущего: "то, что в древних мистических культах разыгрывалось внутри храмов, через христианство получает значение исторически-мирового факта", то есть акта творения мира, истории, жизни.

Представление о новом искусстве как искусстве деятельном, преобразующем действительность, устанавливающем новые отношения между автором и зрителем (слушателем, читателем), было, как теперь становится все очевиднее, моментом сближения и даже совпадения не только перечисленных, но и, как ни парадоксально, прямо противоположных позиций. Знаменитое ленинское "литература должна стать частью общепролетарского дела", так шокировавшее многих, или не менее знаменитый тезис Чернышевского "прекрасное есть жизнь" были продиктованы, надо полагать, той же духовно-исторической потребностью, что и положения современников-идеалистов (недаром В.Соловьёв сочувственно воспринял "эстетический реализм" Чернышевского, назвал его "первым шагом к положительной эстетике").

Знаменательно и, конечно же, не случайно, что первой советской пьесой стала мистерия, а точнее - антимистерия, поставленная в 1918 году В.Мейерхольдом и В.Маяковским, - "Мистерия-буфф". Революционное искусство стремилось освоить новые художественные пространства, овладеть новым языком, новыми формами общения с публикой, утвердить новое миропонимание. И - как естественное продолжение бунта против старого мира и его основ провозглашалась "новая проповедь Нагорная", производилась замена Богочеловека Человекобогом.

В это же время, в 18-м году, пишет статьи о философии культа О.Павел Флоренский. Как известно, Михаил Булгаков рекомендовал читать брошюру этого автора ("Мнимости в геометрии") всем тем, у кого строение романа "Мастер и Маргарита" вызывало недоумение. Но в работах Флоренского мы найдем объяснения и многим другим странностям булгаковского романа. Даже если предположить невероятное, что Булгаков, читавший и перечитывавший его "Мнимости", не пожелал познакомиться с другими, более известными трудами своего великого соотечественника и современника, то и в этом случае нам не обойтись без обращения к Флоренскому как одному из невольных комментаторов "Мастера и Маргариты".

Предыдущая Следующая
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова