Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Тайнодействие в «Мастере и Маргарите». Часть 20 

Тайнодействие в «Мастере и Маргарите». Часть 20

 
Предыдущая Главная

Так, о теургии ("феургии") он писал, что она - самая суть человеческой жизнедеятельности, самая человечность: "Феургия - как средоточная задача человеческой жизни, как задача полного претворения действительности смыслом и полной реализации в действительности смысла - была во времена древнейшие точкою опоры всех деятельностей жизни; она была материнским лоном всех наук и всех искусств. Она была реальным условием развития самосознания, родником жизни, всею деятельностью человека. Все деятельности находили в ней свое единство и вне ее рассматривались как существующие легкомысленно, поверхностно, блудно, так сказать, и, следовательно, незаконно и болезненно. Точнее сказать, автономное существование внефеургических деятельностей было кощунственным преступлением и рассматривалось именно так". Поэтому (по Флоренскому) современное искусство и особенно искусство будущего, чтобы вновь обрести "уверенность в безусловной нужности своей", должно стремиться быть "феургическим".

Михаил Булгаков утверждает свой роман именно как деяние, как теургическое делание нового человека, отвращающее от всего, что подменяет собой подлинное творчество и подлинную жизнь. Противодействие подлинного и мнимого - это, пожалуй, главное, на чем строится в "Мастере и Маргарите" диалог автора и читателя, динамика их отношений. Но подлинное почти всегда представлено у Булгакова неявно, угадываемо, это, если говорить в целом, прежде всего сам роман, в реальной борьбе со временем утверждающий себя как подлинность и реальность. В самом же романе изображена в большей части преодолеваемая им борьба мнимостей - мнимой культуры, отпавшей от своего корня, культа, и мнимого культа - оккультизма.

Сознавая себя наследником русской культуры, Булгаков наследовал, разумеется, не только то в ней, что было признано новым временем, но весь неделимый и независимый от времени ее дух, ее единую, хотя и многообразно, в спорах и отрицаниях, раскрываемую идею. Теургичность, скрытая или явно декларативная, - это, возможно, самый характерный признак "русской идеи", не позволяющий жизни быть только жизнью, а культуре - только культурой.

Поэтому надо ли удивляться, что Булгаков мог воспринять революцию как выплеснутую через край, через все края, теургическую энергию, ломающую вековые барьеры и загороди и переиначивающую в своей неукротимости все, что мешает ее стихийному проявлению: каноны, законы, заповеди... "Переделка бытия" могла его увлечь ("Пою тебе, о бог Ремонта!"), но его не могло и не тревожить игнорирование опыта и пророчеств русских художников, мастеров, тех открытых ими законов и принципов, по которым эта переделка должна осуществляться и без чего вся грандиозная, во всю страну, мистерия приобретала обратный смысл, становилась дьяволиадой.




Предыдущая Главная
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова