Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Тема мертвых душ в творчестве Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова. Некоторые аспекты преемственности. Часть первая 

Тема мертвых душ в творчестве Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова. Некоторые аспекты преемственности. Часть первая

 
Главная Следующая

Н.В.Гоголь и М.А.Булгаков в критике
О гоголевских традициях в творчестве М.А.Булгакова написано немало литературоведческих работ. Их авторы единодушно указывают на глубинную взаимосвязь худо¬жественных исканий М.А.Булгакова (1891-1940) и Н.В.Гоголя (1809-1852).
Н.С.Степанов в работе «Гоголевские традиции в сатире М.Булгакова» констатирует, что впервые в 20-е годы на сходство произведений Гоголя и Булгакова обратили внимание рапповские критики; с 70-х годов данная проблема нашла отражение во многих работах российских и зарубежных исследователей.
М.О.Чудакова в статье «Булгаков и Гоголь» для доказательства связующей нити между двумя писателями приводит слова самого Булгакова о преклонении перед талантом Н.В.Гоголя. Исследовательница отмечает, что первые булгаковские произведения написаны с установкой на Гоголя. В качестве примера булгаковед приводит фельетон «Похождения Чичикова» (1922).
A. Смелянский в книге «Михаил Булгаков в «Художественном театре» указывает на то, что в первых булгаковских произведениях гоголевское влияние было «простым» и «внешним».
М.О.Чудакова в указанной выше работе обращает внимание на некоторые грани соприкосновения раннего Булгакова с Гоголем: «гоголевский герой соединен с го-голевским повествователем: рассказ о «маленьком чело¬веке» в окружении сложной, сокрушающее действующей реальности есть в то же время рассказ повествователя о себе, о собственных злоключениях».
А.Чеботарева в статье «О гоголевских традициях в прозе М.Булгакова» устанавливает влияние гоголевского «Носа» на первую повесть Булгакова «Записки на ман¬жетах». По ее мнению, Булгаков апеллировал к Гоголю с целью воссоздания атмосферы московских учреждений в начале 20-х годов. Исследовательница справедливо отмечает булгаковскую увлеченность в 20-е годы гоголевской фантастикой, приемами романтического и реалистического гротеска. В стилистике центрального про¬изведения Булгакова 20-х годов — «Белой гвардии» — В.А.Чеботарева усматривает «пример шутливого подражания стилю «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Миргорода» с их повторами, восклицаниями, гиперболами...» Далее автор статьи отмечает сходные элементы поэтики «Белой гвардии» и поэтики Гоголя: «видение таинственного в самом заурядном и банальном предмете или существе.., фразы с неожиданными и несогласован-ными семантически сопоставлениями, поражающие логической несовместимостью...»; «метонимическое замещение лица названием одежды...»; использование «сна как средства развертывания сюжета...».

Главная Следующая
система обезжелезивание воды
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова