Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Тема мертвых душ в творчестве Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова. Некоторые аспекты преемственности. Часть 10 

Тема мертвых душ в творчестве Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова. Некоторые аспекты преемственности. Часть 10

 
Предыдущая Следующая

Фантастическое событие, происходящее в жизни Степы Лиходеева, органично вытекает из его аморального поведения. Как указывает Юрий Манн в работе «О гротеске в литературе», «...фантастическое воспринимается и уясняется читателем как форма существования определенных качеств, как их логическое развитие...» (7, с. 78). Поэтому появление дьявола в квартире Лиходеева воспринимается читателем вполне естественно. Невероятное перемещение Степы в Ялту призвано усилить отрицательную характеристику персонажа: даже у сатаны и его свиты он вызывает омерзение, и Азазелло убежден, что наилучший выход из положения — выкинуть директора театра вон.

Характерная особенность метода Гоголя, состоящая в умении глубоко выразить типичность своих отрицательных персонажей, была воспринята его учеником.

Воздух подозрительности, страха, которым было пропитано общество, въелся в Николая Ивановича Босого, председателя жилищного товарищества дома № 302-бис, и заставил его вести резкий разговор с Коровьевым-Фаготом о пребывании последнего в квартире № 50. Но вручение Коровьевым взятки производит метаморфозы в душе Николая Ивановича — он смягчается и даже «стыдливо» просит у переводчика «контрамарочку». На допросе (попав за взятку куда следует) Босой признается, что «брал, но брал нашими, советскими!» Босой объясняет свое поведение удивительно просто: «...все воры в домоуправлении» .

Критик XIX века В.Г.Белинский писал о новаторстве Н.В.Гоголя, состоящем в пристальном внимании к «низкой действительности». Гоголь, а следом за ним и Булгаков, в своих произведениях воспроизводят всю пошлость, уродливость жизни общества. Мучительные размышления о трагичной судьбе человека приводят художников к разоблачению паразитического существования верхушки общества.

Гоголь-мыслитель исследовал социально-бытовую среду, порождавшую зло. Гоголь-психолог изучал негативное влияние общества на человеческую личность, причем его «интересует не один такой-то человек, а всякий человек в данных условиях, даже самый незаметный и, казалось бы, малоценный как личность». У Гоголя «человек в дурных историко-общественных условиях дурен, точнее — дурно живет, но он же, тот же самый дурно живущий человек, в основе своей, в глубокой сути своего существа, пусть спящей в нем, но присутствующей внутри его души, — прекрасен... каждый данный человек ... лишь задавлен «земностью» данного общественного бытия; в нем есть еще высокое, и оно может реализоваться; ... поэтому надо торопиться, можно, а стало быть и необходимо, спешить спасти его...». Гоголь воплотил во втором томе «Мертвых душ» идею о возрождении душ таких персонажей, как Чичиков и Плюшкин. Весь свой гнев писатель-сатирик обратил не на человека, изуродованного средой, а на среду, искалечившую человека.

Предыдущая Следующая
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова