Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Тема мертвых душ в творчестве Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова. Некоторые аспекты преемственности. Часть 12 

Тема мертвых душ в творчестве Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова. Некоторые аспекты преемственности. Часть 12

 
Предыдущая Следующая

При создании портретов персонажей М.Булгаков использует также принцип контраста, согласно которому внутреннее содержание образа диаметрально противоположно внешности. Очень красивый, изящный Иуда оказывается предателем Иешуа Га-Ноцри, а за неброской внешностью последнего скрывается человек необыкновенной внутренней силы.

Н.В.Гоголь, тяготевший к медленному развитию действия, создавал детальные портреты, охватывающие все стороны внешности действующих лиц (лицо, фигуру, костюм, телодвижения, жесты). Художественная проза М.А.Булгакова динамична, стремясь к сжатой, лаконичной манере повествования. Гоголь, акцентируя внимание на изображении внешнего облика персонажей и среды их обитания, не описывает собственно психологический процесс. Булгаков, развивая философско-психологическое направление в литературе, всегда отличался пристальным вниманием к душевным переживаниям героев. Писатель прослеживал процесс духовных исканий своих любимых героев, наблюдал за поступками отрицательных персонажей, побуждая читателей задумываться над мотивами их поведения.

Наиболее распространенным в произведениях М.Булгакова является лаконичный психологический портрет. У Булгакова нет гоголевского подробного, обстоятельного описания собственно человеческого облика. Например, писатель описывает редактора Берлиоза следующим образом:

«...приблизительно сорокалетний, одетый в серенькую летнюю пару, — был маленького роста, темноволос, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а аккуратно выбритое лицо его украшали сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе». Данный портрет, как и многие другие, требует активного участия читательской фантазии. Своеобразный подбор деталей портрета имел целью вызвать совершенно определенные ассоциации. Внешняя опрятность Берлиоза контрастирует с душевной нечистоплотностью. Рисуя облик редактора, Булгаков сознательно визуально уменьшает героя. Выстроив «уменьшительный» ассоциативный ряд (маленький — толстый — лысый — большие очки, да в придачу — шляпа не на голове, а в руке), Булгаков представляет Берлиоза:

Предыдущая Следующая
насосы станки покупка продажа
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова