Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Тема мертвых душ в творчестве Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова. Некоторые аспекты преемственности. Часть 13 

Тема мертвых душ в творчестве Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова. Некоторые аспекты преемственности. Часть 13

 
Предыдущая Следующая

«...редактор толстого художественного журнала и председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ...». В сознании читателя должно сложиться представление о Берлиозе как о низком человеке, занимающем высокий пост. Характерно, что художник, описывая облик редактора, не рисует лицо и глаза, зато акцентирует внимание на очках. Глаза булгаковских героев — это зеркало их души, в них находят отражение мысли, переживания, сомнения героев. Отсутствие глаз на лице Берлиоза подчеркивает нравственную пустоту, внутреннее убожество персонажа.

Образы помещиков-крепостников и чиновников в «Мертвых душах» Гоголя показаны как сложившиеся характеры (исключение составляет Плюшкин). Подобным образом Булгаков изображает в «Мастере и Маргарите» отрицательных персонажей — они статичны, их души мертвы. Характеры лучших героев романа даны в развитии. Описывая поэта Ивана Бездомного, писатель стремился отразить в его внешнем облике внутренние качества: «...плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке — был в ковбойке, жеваных белых брюках и черных тапочках» (2, с.334). Первоначальный портрет характеризует героя как внутренне противоречивого, порывистого человека. Ему присущи юношеский максимализм и поверхностное отношение к жизни. Эти качества находят дальнейшее подтверждение в тексте романа.

Портрет Ивана Бездомного резко контрастирует с изображением Берлиоза: однолинейности, мертвенности редактора противопоставляется естественность, живость поэта.

Для полной и яркой обрисовки образа Гоголь, а вслед за ним и Булгаков, широко использовали художественные детали. Писатели отбирали наиболее характерные детали портрета. Ни одна подробность облика персонажа не оставалась нейтральной. Образ Плюшкина дан Гоголем ярко, наглядно с помощью нанизывания важнейших деталей внешности, «вещных» деталей. Наполненные злобой и жадностью глаза Плюшкина бегали, точно мыши, чувствующие поживу; нищенский наряд крепостника более напоминал «юфть, какая идет на сапоги». Меткие психологические детали довершают облик скряги и стяжателя, помогают показать, до какой «ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек»: Плюшкин «ходил ... каждый день по улицам своей деревни, заглядывая под мостики .... и все, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, — все тащил к себе и складывал в... кучу».

Предыдущая Следующая
права на водный мотоцикл
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова