Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Тема мертвых душ в творчестве Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова. Некоторые аспекты преемственности. Часть 15 

Тема мертвых душ в творчестве Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова. Некоторые аспекты преемственности. Часть 15

 
Предыдущая Следующая

В «Дьяволиаде» гоголевская тема «маленького человека» фокусируется Булгаковым в точке пересечения реального с фантастическим. За несколько дней разрушилась ритмичная жизнь «нежного, тихого блондина» Варфоломея Короткова, прослужившего делопроизводителем в Главцентрбазспимате одиннадцать месяцев. Странные происшествия начались 20 сентября 1921 года, когда рядовые спиматовцы узнали невероятную новость: зарплаты не будет. Через пять дней новый заведующий организацией издает приказ об увольнении Короткова якобы за ошибку в служебных документах. Мотивы путаницы, возникающие в начале повести (перепутывание Коротковым текста распоряжения заведующего и перепутывание различными персонажами фамилии героя), перерастают в трагическое столкновение человека с безжалостной системой. Коротков, один из многочисленных винтиков бюрократической машины, по странному стечению обстоятельств выпадает из нее и тут же поглощается. Дьяволиада — это гротескная метафора, в основу которой Булгаковым положено гиперболичное сопоставление бюрократической системы с дьяволом как воплощением всемирного зла.

В «Дьяволиаде» М.Булгаков творчески использовал гоголевский принцип завуалированной фантастики (термин разработан и исследован Ю.Манном в работе «Поэтика Гоголя»), идущий еще от Гофмана. Данный принцип открывал перед писателем большие возможности. Плоды авторской фантазии содержали фантастические образы и ситуации, и в то же время оставляли «возможность второго («реального») прочтения». Из системы поэтических средств, присущих завуалированной фантастике Гоголя (формы слухов, предположений, снов), Булгаков использует лишь форму сна как наиболее приемлемую для его творческого замысла. Вполне бытовая вторая глава повести — «Продукты делопроизводства» — оканчивается странным сном главного героя Варфоломея Короткова, навеянным «удушливым серным запахом», витающим в комнате. Сон как прием завуалированной фантастики несёт двойную смысловую нагрузку: его можно рассматривать и как «реальный», пророческий (Короткову привиделся «живой биллиардный шар на ножках», а именно такими шарами он станет бросать в своих преследователей), и как мотивировку дальнейших фантастических событий (вся чудовищная история могла присниться герою, — на это указывает подчеркнуто ироничная заключительная фраза повести: «... и больше он ровно ничего не видал».

Предыдущая Следующая
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова