Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Тема мертвых душ в творчестве Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова. Некоторые аспекты преемственности. Часть 16 

Тема мертвых душ в творчестве Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова. Некоторые аспекты преемственности. Часть 16

 
Предыдущая Следующая

Третья глава повести («Лысый появился») находится на стыке реального с фантастическим. Элементы фантастики Булгаков вводит с образом Кальсонера, нового руководителя Спимата. Ю.Манн, прослеживая в указанной выше работе эволюцию гоголевской фантастики, отмечает, что писатель сначала отодвигает носителя фантастики в прошлое, затем снимает его. На третьем этапе художник «обратился к действительности, освобожденной от носителя фантастики, но сохранившей фантастичность. Фантастика ушла в быт, в вещи, в поведение людей и в их способ мыслить и говорить». В «Дьяволиаде» М.Булгакова, подобно гоголевским «Носу», «Шинели», отсутствует носитель фантастики (персонифицированное воплощение ирреальной силы). Олицетворением отрицательных сил в произведении является бюрократическая система, а персонифицированным воплощением этих сил — новый руководитель-бюрократ.

Образ Кальсонера писатель создает при помощи сатирического гротеска, который включает фантастику, а также гиперболы и литоты: необыкновенно маленький рост компенсировался шириной плеч, квадратное туловище завершали кривые ноги, одна из которых была хромая, голова была похожа на огромное яйцо. При построении образа М.Булгаков, как и Н.Гоголь, использовал прием перевоплощения персонажей. Кальсонер шокирует Короткова своими метаморфозами: то у него появляется огромная борода, то он принимает облик черного кота, то белого петушка. Куда бы ни попал Короткое, его преследует удушливый серный запах — след присутствия Кальсонера. Этот запах приобретает в повести значение символа тлетворного духа бюрократичекой системы. И в каком бы обличье ни представала система, она враждебна человеку, она морально или физически уничтожает личность.

Преследуя демонического Кальсонера, Короткое встречает на своем пути множество таких же винтиков бюрократической системы, как и он сам. Булгаков создает сатирические образы бюрократов, которые удобно устроились в море бумажной волокиты и четко усвоили «заповеди» канцелярии. Служащий Скворец, памятуя известный принцип «как бы чего не вышло», «зашипел змеей» на встрепенувшуюся Лидочку де Руни, «нырнул, спрятался в гроссбухе и прикрылся страницей» .

Предыдущая Следующая
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова