Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Тема мертвых душ в творчестве Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова. Некоторые аспекты преемственности. Часть 17 

Тема мертвых душ в творчестве Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова. Некоторые аспекты преемственности. Часть 17

 
Предыдущая Следующая

Фантастическое у М.Булгакова всегда идет параллельно с реальным. Попав в организацию, отправляющую в командировки, Короткое наблюдал такую картину: секретарь Сергей Николаевич, «хранившийся» в ясеневом ящике, выбрался из него, встряхнулся и сразу же приступил к исполнению своих обязанностей.

При построении образов бюрократов М.Булгаков использовал гоголевский прием «обытовления» фантастики (отмеченный М.Храпченко).

Странный секретарь, как ни в чем не бывало, пропищал «Доброе утро», достал перо и принялся писать.

В «Дьяволиаде», подобно «Мертвым душам», возникает мотив автомата. Гоголевские помещики словно запрограммированы каким-то одним качеством (Коробочка — тупостью, Плюшкин — жадностью, Ноздрев — наглостью, Манилов — прожектерством). Булгаковский блондин в синем костюме, запрограммированный равнодушием к человеку, машинально твердил Короткову: «Покороче, товарищ. Разом. В два счета. Полтава или Иркутск? ... Не отнимайте время у занятого человека! По коридорам не ходить! Не плевать! Не курить! Разменом денег не затруднять!».

Система, обезличивающая человека, превращающая его в бюрократический автомат, в пустой костюм, становится объектом сатиры М.Булгакова и в романе «Мастер и Маргарита». В произведении писатель вновь обращается к гоголевскому принципу параллелизма фантастического и реального, расширяя его до вселенских масштабов.

В романе существуют параллельно три мира — земной, космический и библейский. В совершенно будничную беседу представителей земного мира, редактора журнала Берлиоза и поэта Бездомного, с первых же строк «Мастера и Маргариты» врывается некая тайна. Способ введения в произведение тайны фантастического уходит своими корнями в творчество Н.В.Гоголя («Нос», «Портрет»). Тайна фантастического, проникающая в самое начало произведений Гоголя и Булгакова, растет в геометрической прогрессии. Булгаков акцентирует внимание читателей на всех «странностях» майского вечера: отсутствие людей на Патриарших прудах, куда явились литераторы; необыкновенные видения редактора; возникновение иностранного консультанта. Напряжение в романе возрастает, тайна окутывается пеленой неверных догадок Берлиоза и Бездомного. С момента ужасной гибели редактора тайна покрывается налетом страха. В двенадцатой главе читатель попадает в лабиринт тайны, осложненной необъяснимым сеансом черной магии. За фантастическими мотивами и образами скрывается одна из основных проблем «Мастера и Маргариты» — проблема духовности общества. «Изменились ли эти горожане внутренне?» — словно не к месту спрашивает загадочный маг своего подручного. После фокуса с червонцами маг сказал: «Люди как люди... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...». И только в тринадцатой главе мастер приоткрывает завесу над тайной, сообщая Ивану Бездомному, что тот встретился на Патриарших прудах с самим дьяволом. Так в романе М.Булгакова «фантастика... идентифицировалась со сверхъестественной силой»

Предыдущая Следующая
ey
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова