Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Тема мертвых душ в творчестве Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова. Некоторые аспекты преемственности. Часть 18 

Тема мертвых душ в творчестве Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова. Некоторые аспекты преемственности. Часть 18

 
Предыдущая Следующая

Вводя в сюжетную ткань повествования носителей фантастики — персонифицированное воплощение ирреальной силы (представителей космического мира, Воланда и его свиту), М.Булгаков трансформировал каноническую евангельскую традицию в изображении сатаны. По справедливому замечанию Б.Соколова, «Булгаков в «Мастере и Маргарите» воспринял дуализм древних религий, где добрые и злые божества являются равноправными объектами поклонения». Ведомства Иешуа и Воланда — милосердия и справедливости — существуют в романе параллельно. В финале романа Иешуа через посредничество Левия Матвея просит Воланда взять Мастера с собою и наградить его покоем. «Высокий этический идеал Иешуа можно сохранить только в надмирности, в земной жизни гениального Мастера от гибели могут спасти только сатана и его свита, этим идеалом в своих действиях не связанные». Основная функция фантастических образов в «Мастере и Маргарите» — разоблачение человеческих пороков и воздание «каждому по его вере». Концепция фантастики в романе Булгакова несколько отлична от гоголевской. В произведениях Гоголя, где действует фантастический элемент, идет строгая градация добра и зла. Ирреальные силы, вмешивающиеся в жизнь человека («Вий», «Вечер накануне Ивана Купала» и другие), несут гибель, разрушение. А Воланд и его свита в «Мастере и Маргарите» — это та сила, «что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Таким образом, по меткому наблюдению Б.Соколова, Воланд — «это первый дьявол в мировой литературе, который наказывает за несоблюдение заповедей Христа».

Исследователи творчества М.А.Булгакова: А.Казаркин, И.Галинская, Б.Соколов — единодушно сходятся во мнении о гофмановских традициях в романе «Мастер и Маргарита». А.Казаркин в статье «Литературный контекст романа «Мастер и Маргарита» отмечает сходство «нехорошей» квартиры № 50 с домиком архивариуса Линдгорста, героя сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822) «Золотой горшок» (1814). Студент Ансельм, вошедший внутрь домика архивариуса по широкой лестнице, очутился на длинной площадке, далее хозяин повел растерявшегося гостя в большую оранжерею, достопримечательностью которой были редкие цветы и деревья, доходившие до крыши. Сквозь чудесные заросли проглядывали длинные проходы, устремленные вдаль. Ветви кипарисов скрывали сказочные бассейны. Вся чудесная оранжерея была населена птицами-проказницами, дразнившими незадачливого студента. Пройдя еще несколько комнат, Ансельм очутился в волшебной зале, крыша которой являла собой сплетение листьев огромных пальм, растущих прямо из стен.

Предыдущая Следующая
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова