Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Тема мертвых душ в творчестве Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова. Некоторые аспекты преемственности. Часть 19 

Тема мертвых душ в творчестве Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова. Некоторые аспекты преемственности. Часть 19

 
Предыдущая Следующая

Булгаковская Маргарита, подобно Ансельму, была поражена необыкновенными размерами простой московской квартиры. Ступеньки нескончаемой лестницы также привели героиню к площадке, открывавшей доступ к огромному залу с колоннадой. Маргарита никак не могла уяснить размеры квартиры. Омытая в бассейне с кровью, она попала в тропический лес, где порхали цветные попугаи, духоту леса сменила, свежесть бального зала, в котором красовалась стена из белых тюльпанов. Стены соседних залов представляли собой сплетение роз, а также камелий. Живые стены разделяли фонтаны, брызги которых падали в сказочные бассейны.

Маргариту, как и Ансельма, слепил яркий свет бала, кружил вихрь удивительных запахов.

И.Галинская, рассматривая параллель Гофман-Булгаков в работе «Загадки известных книг», отмечает, среди прочих, сходство разговора Азазелло с Маргаритой, состоявшегося в Александровском саду, со спором старухи Лизы и студента Ансельма, заточенного в склянку.

Б.Соколов в «Булгаковской энциклопедии» совершенно справедливо указывает на перекличку «Мастера и Маргариты» с «Эликсирами сатаны» (1815-1816) Гофмана, начинающимися сценой в аллее парка во время заката солнца...

Финал романа «Мастер и Маргарита» заставляет вновь обратиться к гоголевскому «Носу». Как верно подметил Ю.Манн, автор «Носа» «отказывался давать... какое-либо разъяснение» загадочному происшествию. «Подобно тому, как, пародируя поэтику романтической тайны, Гоголь искусно сохранял силу таинственности, так и высмеивая авторов слухов, он одновременно целил и в их «почтенных и благонамеренных» оппонентов и, поднимаясь над теми и другими, открывал в окружающей его жизни нечто еще более неправильное и фантастическое, чем то, что могли предложить любая версия или любой слух».

В эпилоге «закатного» романа М.Булгаков, развивая творческие достижения Н.Гоголя, надевает маску «правдивого» повествователя и совершает псевдоснятие носителя фантастики, псевдоразоблачение тайны фантастического (в Москве «работала шайка гипнотизеров и чревовещателей»), основная функция которых — высмеивание одномерности мышления «наиболее развитых и культурных людей».

Предыдущая Следующая
кресло для педикюра цена
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова