Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Воланд в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Часть 1 

Воланд в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Часть 1

 
Главная Следующая
Дискуссия о "Мастере и Маргарите" М. А. Булгакова, развернувшаяся сразу после публикации романа в 1967 году, продолжается и поныне. И наиболее спорным образом предстает именно Воланд — "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней" . Множество высказываний существует по поводу проблемы прототипов Воланда (среди которых называют В. И. Ленина, И. В. Сталина, графа Калиостро и др.), проблемы литературной традиции в создании данного образа (И. В. Гете, Дж. Мильтон, Дж. Байрон, М. Ю. Лермонтов, Э. Л. Мин-длин и др.). И наконец, множество мыслей высказано о функции Воланда в идейно-художественной структуре романа, его роли в философской концепции М. А. Булгакова.

По мнению В. Петелина, образ Воланда — "лишь символ", в котором автор изображает какую-то частицу себя, "живой символ, аллегория авторской совести и мудрости" . Б. Соколов видит в Воланде "носителя судьбы", цель которого — встреча с Мастером — творцом романа об Иешуа и Маргаритой для определения их участи .

Наиболее распространенной в булгаковедении является мысль о Воланде как носителе добра и зла. Это мнение закрепилось сразу же после публикации "Мастера и Маргариты", и, как представляется, было сделано поспешно, благодаря несколько поверхностному прочтению эпиграфа к роману из "Фауста" Гете: "...так кто ж ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Эпиграф был воспринят как дословное "откровение" о сути Воланда и схематично перенесен на функциональное поле образа, чего следовало бы избегать. Ведь уже эпиграфы к "Белой гвардии" (из "Капитанской дочки" А. С. Пушкина и Откровения Иоанна) показали, что их нельзя дословно "приложить" к тексту. Эпиграфы к произведениям М. А. Булгакова сложны, многоплановы, полисемантичны и аллегоричны.

Обратимся к анализу эпиграфа "Мастера и Маргариты". В нем выделяется несколько семантических полей. Первое — "часть...силы" — указывает на соотнесенность персонажа с мировым демоническим началом — "силами зла". В различные периоды развития культуры понятие зла воплощалось разными образами (змий, дракон, зверь, дьявол, Люцифер, Сатана, Антихрист и т. д.), к тому же, персонифицированные представители "сил зла" являлись человеку в различных обличьях. Воланд появляется на Патриарших прудах в качестве респектабельного иностранца, т. е. в своем "человеческом" облике, однако видится обитателям Москвы абсолютно разным. Об этом свидетельствует многоракурсный портрет Воланда, состоящий из косвенных характеристик, составленных по сводкам якобы видевших Воланда наблюдателей: "...человек... был маленького роста, зубы имел золотые и хромал на правую ногу. Во второй —... человек был росту громадного, коронки имел платиновые, хромал на левую ногу. Третья лаконически сообщает, что особых примет у человека не было" . Идею многоликости зла подчеркивают и встречающиеся по отношению к Воланду такие наименования, как "змий", "дракон", "дух зла" и т. д., которые восходят к инфернальной сущности образа.

Главная Следующая
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова