Биография писателя, тексты произведений, ссылки.
•   Михаил Булгаков » Воланд в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Часть 3 

Воланд в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Часть 3

 
Предыдущая Следующая

Инфернальная сущность Воланда закрепляется и в его портретном изображении. Это указание на гипотетическую хромоту Воланда в многоракурсной модели портрета (ср. легенду о падшем ангеле) и линия "кривизны", прослеживающаяся в первом развернутом стилистически обособленном изображении внешности героя: с левой стороны платиновые коронки, с правой — золотые. Серый берет лихо заломлен на ухо, брови одна выше другой, рот кривой, правый глаз черный, левый — зеленый.

Деталь портрета "кривой рот" придает лицу выражение брезгливости, сильного недовольства, злой иронии, а также может символизировать неискренность, ложь ("кривду"), которая часто раздается из уст персонажа, например, о цели визита в Москву. Берлиозу и Бездомному Воланд представляется профессором и говорит, что прибыл для изучения рукописи Герберта Аврилакского. Сотрудникам Варьете и управдому Никанору Ивановичу Босому Воланд объясняет цель своего посещения Москвы намерением выступить с сеансом черной магии. Буфетчику Сокову говорит, что просто хотел повидать москвичей в массе, а Маргарите цель пребывания объясняется проведением весеннего бала полнолуния. Вспомним, что одно из прозвищ дьявола — "отец лжи", "лукавый".

В портрете выделяется еще одна интересная деталь — глаза (черный и зеленый). В народных поверьях черный глаз считался "нечистым, нехорошим", опасным (ср.: "Черный глаз минуй нас", "Бойся черного глаза", "Черный глаз опасный" и т. д.), к тому же разного цвета глаза нередко воспринимались как примета нечистой силы. Символика же зеленого цвета может вбирать противоположные понятия: с одной стороны — семантику вечно обновляющейся жизни, с другой — зеленый соотносим с болезнью, гибелью, тлением. Ассоциативно этот цвет также связывается со змием и драконом, которые в европейской традиции являются разными воплощениями зла. (Упоминание о драконе встречается также в сцене полета в романе. Маргарита видит на фоне полной луны профиль дракона, острой мордой обращенный к Москве). Семантика зеленого цвета глаза Воланда восходит к мысли о том, что зло вечно, как и мир, в котором оно существует. Именно этот зеленый глаз Воланд обращает на Берлиоза). Зеленый здесь ассоциативно соотносим с библейским змием-искусителем, и, глядя на Берлиоза зеленым коварным глазом, Воланд также искушает его, провоцирует на отрицание сакральных истин, чтобы тот еще раз повторил свои богохульные речи. Тем самым, Воланд словно "подталкивает" Берлиоза к гибели: "Именно, именно, — закричал он, и левый зеленый глаз его, обращенный к Берлиозу, засверкал...". Зло, словно готово вырваться наружу и поразить Берлиоза. Когда же зло будет выпущено и Воланд во всю мощь "развернется" в Москве, а список его жертв будет достаточно велик, левый глаз утратит свой зеленый цвет и станет "пустым и черным, ...как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней".

Предыдущая Следующая
Панель управления
логин :
пароль :
Регистрация
Напомнить пароль?
Разделы
     Главная
     Хроника жизни
     СМИ
     Галерея
     Романы и повести
     Сочинения
     Пьесы
     Рассказы
     Эссе и публицистика
     Критические статьи
     Информация
     Разное
     Полезное
     Карта сайта
     Контакты
     Баннеры
     Ссылки
Рекомендуем прочесть
Друзья
А также на сайте
     RSS подписка RSS
Популярное
    Опрос
    Ваш любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова:

    "Мастер и Маргарита"
    "Белая гвардия"
    "Собачье сердце"
    "Роковые яйца"
    "Бега"
    "Записки юного врача"
    "Дьяволиада"
    Другая

    © 2015 - Все о творчестве М. Булгакова